Пермский государственный университет

Пермский государственный
национальный исследовательский
университет


VIVAT - CRESCAT - FLOREAT

На главную страницу   English version
Новая версия сайта

Национальный исследовательский университет

Флэш-презентация ПГУ

Задай вопрос ректору

Пресс-служба ПГНИУ

Календарь мероприятий

Объявления о защите диссертаций

Телефонный справочник

Серверы и ресурсы ПГНИУ

Электронные ресурсы для ПГНИУ

Полезные ссылки

Правила публикации материалов на сайте

 

 

Погода в Перми







Бакалавриат в Пермском университете


Введение в России элементов европейской системы высшего образования в дополнение к традиционной системе не обошло стороной Пермский государственный университет. Кроме существовавших программ высшего образования студентов с присвоением квалификации «специалист», появились программы обучения бакалавров и магистров.

Новая система имеет некоторые принципиальные отличия от принятой в Российской Федерации и Советском Союзе. Так, нормативные сроки обучения в советской системе составляли не менее 5 лет на очной форме обучения и увеличивались на срок до одного года на очно-заочной (вечерней) и заочной формах. Российский бакалавриат имеет нормативный срок обучения не менее 4 лет, магистратура - не менее 6 лет (включая 4 года бакалавриата). Существует также разница в степени узкой специализации выпускника между существовавшими ранее образовательными программами и вновь появившимися. Так, программа обучения специалиста фактически состоит из двух частей - обучение по гуманитарным, социально-экономическим, естественнонаучным и математическим дисциплинам, то есть фундаментальная часть образования, и обучение по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, то есть профессиональная часть, содержащая как наиболее общие дисциплины специальности, так и узкопрофессиональные предметы специализации. Программа обучения бакалавра не предполагает изучения дисциплин специализации, давая специальность наиболее широкого плана (бакалавр физики, бакалавр геологии и т.д.) Магистерская подготовка, наоборот, состоит практически полностью из узкоспециальных дисциплин, определяющих сравнительно небольшую область науки, в которой студент получает наиболее глубокие знания. Помимо прочего, по результатам завершенного обучения «традиционным» специалистам присваивается квалификация (инженера, врача, физика и т.д.), а по результатам вершенного обучения бакалавров и магистров присуждается степень.

Такие принципиальные различия привели к необходимости установления определенного единообразия в подходах к программам разного типа. 3акон «Об образовании» РФ вводит понятие ступени и уровня образования (в числе высшего). Каждый тип программы (бакалавриат, обучение специалистов, магистратура) отнесены к определенной ступени. В то же время бакалавриат относят ко второму уровню высшего образования, а обучение специалистов и магистров к третьему. В то же время необходимо отметить, что все перечисленные программы являются программами высшего образования, то есть успешное освоение программы любой ступени дает право на занятие должностей, требующих высшего образования.

В Пермском университете бакалавриат официально разрешен приказом по министерству образования в 1993 году. В этом же году было набрано 786 студентов по программам бакалавриата. Тогда же были переведены на балакавриат студенты второго курса. В результате общий контингент бакалавриата составил 1460 человек. В дальнейшем прием в бакалавриат колебался в диапазоне 700-800 человек, а общий контингент постепенно вышел на уровень 3000-3200 человек. Первый выпуск бакалавров состоялся в 1996 году. Степени были присвоены 92 выпускникам университета. За три последующих года общее количество выпускников вышло на уровень 370-400 человек.

Университет в 2001 году вел подготовку бакалавров на семи факультетах по 12 направлениям: «математика», «прикладная математика и информатика», «механика», «физика», «химия», «биология», «геология», «география», «гидрометеорология», «юриспруденция», «математика; прикладная математика», «механика; прикладная математика». Так же имелась лицензия на программу «философия», но по ней обучение не проводилось. Необходимо отметить, что в списке направлений бакалавриата в ПГУ присутствовало лишь одно гуманитарное направление, все остальные - либо из области физики и математики, либо из области естественных наук. Магистерская подготовка имеется только на шести факультетах - механико-математическом, физическом, химическом, биологическом, географическом и геологическом.

Кардинальное изменение контингента бакалавров произошло в 2002 году. Юридический факультет принял решение о прекращении подготовки бакалавров. В связи с этим число вновь принятых бакалавров снизилось почти на 200 человек - до 670. Общий контингент сократился более чем на пятьсот человек, а выпуск составил лишь 220 бакалавров. В настоящее время в структуре приема, общего контингента и выпуска университета бакалавры составляют 10-15% общей численности студентов.

Результат десятилетнего опыта ПГУ в области подготовки бакалавров позволяет сделать некоторые выводы, актуальные как для университета, так и для всей системы высшего образования страны в целом.

В общем и целом система бакалавриата и магистратуры вошла в систему высшего образования и заняла в ней определенные позиции. По всей видимости, по мере интеграции России в мировое сообщество и развития сопутствующих процессов (повышение мобильности работников в сфере выбора места работы, повышение мобильности студентов в выборе образовательного учреждения или совокупности таковых, выравнивание рынков недвижимости в разных регионах мира и т.п.), называемых иногда термином «глобализация», востребованность в нашей стране образования в стандарте, принятом во многих странах мира, будет возрастать. Большинство современных образовательных систем разных стран ориентируется именно на модель высшего образования по схеме бакалавр-магистр. Интеграционные межгосударственные процессы в сфере образования (например, европейский Болонский процесс) ориентированы в этом же направлении. Таким образом, обучение студентов, ориентированных на работу в зарубежных странах и иностранных компаниях, разумнее вести по этому пути. В случае расширения интеграции РФ в мировое сообщество и при увеличении доли иностранных студентов в университете доля бакалавриата будет возрастать. Университет по всем параметрам готов к таким процессам.

В то же время следует отметить, что внутри страны бакалавры-выпускники университетов испытывают достаточно серьезные трудности при трудоустройстве. Так, большинство работодателей считают диплом бакалавра дипломом второго сорта, а иногда даже ставят под сомнение соответствие его высшему образованию. Именно эта причина стала определяющей при принятии решения о прекращении подготовки бакалавров-юристов. Это же положение дел заставляет большинство бакалавров продолжить высшее образование и получить еще один диплом - диплом специалиста, смысл и уровень которого большинству работников кадровых служб понятен. В результате такой бакалавр становится обладателем двух дипломов о высшем образовании в одной и той же сфере, которые с точки зрения начала профессиональной карьеры практически одинаковы. Этот довод явно не в пользу бакалавриата. Однако уже сейчас в стране имеется сфера применения выпускников бакалавриата, которая практически не зависит ни от спроса со стороны отраслей народного хозяйства страны, ни от положения дел в области межгосударственных отношений. Эта сфера - высшее образование, а точнее, подготовка кадров для образования. В настоящее время в ПГУ количество выпускников бакалавриата, поступивших в магистратуру, практически сравнялось с количеством университетских аспирантов. Большинство магистров остаются для работы в университете. Магистратура-бакалавриат, таким образом, стали одним из элементов восполнения кадрового профессорско-преподавательского состава, что, без сомнения является положительным доводом для существования бакалавриата и магистратуры.

 

Игорь Макарихин
Ректор ПГУ

Все права защищены © Пермский государственный университет, 1995-2012. webmaster@psu.ru